Лишь 11% турагентств не видят снижения покупательской активности клиентов

Сервис онлайн-бронирования B2B Ostrovok.ru спросил у российских турагентов, как за последний год изменилась покупательная способность туристов, выбирающих пакетные туры.

В опросе приняли участие более 500 компаний из 85 городов России. 39% участников отметили, что туристы стали реже путешествовать в течение года, 35% – что их клиенты теперь выбирают более дешевые направления. Еще треть опрошенных видит экономию на размещении, а 23% – на авиабилетах.

В то же время 11% турагентов не наблюдают каких-либо изменений в поведении клиентов, а 12%, напротив, отмечают, что туристы в 2019 году стали даже чаще путешествовать. Реже всего турагентам доводилось иметь дело с путешественниками, которые ни на чем не экономили – об этом рассказали всего 2% респондентов.

Опрошенные RATA-news агентства согласны с приведенной статистикой. «У нас примерно те же цифры. Ездить действительно стали реже, многие даже не каждый год и на более короткий срок. Экономят на размещении. Снизился средний чек, «потолок» теперь не выше 130-150 тыс. рублей на одного», – рассказала директор уфимской компании «Баллы» Елена Логинова.

При этом, Башкортостан, по ее словам, – далеко не самый бедный регион, денег у местных жителей всегда было больше, чем, например, в соседних Удмуртии или Челябинской области. Прогнозировать 2020 год пока сложно. «Но если год назад было много запросов по раннему бронированию и мы активно работали весь январь и февраль, то на этот раз все как-то очень скромно, – пояснила г-жа Логинова. – И вряд ли дело в коронавирусе. Людей останавливает отсутствие денег. Думаю, если бы сейчас Китай не закрыли и там предложили бы низкие цены, народ поехал».

Генеральный директор костромской компании Art Cool Елена Сахарова солидарна с коллегой: «Очевидно, что денег у людей стало меньше. Причем мы принимаем не только региональных туристов, но также из Москвы, и из Петербурга. Тенденция та же – едут не на неделю, как раньше, а на два-три дня, экономят на размещении, отказываются от дополнительных услуг и в ходе самой поездки явно тратят меньше. Средний чек упал минимум на 20%». По словам г-жи Сахаровой, в условиях нехватки денег отдых и путешествия отходят на второй план, люди предпочитают тратить на образование и здоровье.

Директор турагентства «Асти вояж» Наталья Гурова также говорит о сокращении количества поездок своих клиентов и общем падении доходности турбизнеса. «После 2013-2014 года я большого прогресса не вижу. Большинству турагентств живется непросто, – сказала эксперт. – Возможно, у кого-то, особенно у тех, кто переключился на отдых в России, растет число туристов, но прибыль, думаю, минимальная. И пока перспектив не вижу, потому что экономическая ситуация в стране не улучшается. К тому же услугами турагентств пользуются люди среднего и старшего возраста, а молодежь уходит в самостоятельное плавание».

В московском турагентстве «Магнус» не видят спада покупательской активности туристов. «Возможно, потому, что мы маленькая компания, работаем с постоянными клиентами. Поток ограниченный, но стабильный. Новых туристов у нас не прибыло, зато верные клиенты путешествуют в том же объеме, что и раньше, по два-три раза в год», – сообщила RATA-news генеральный директор Лариса Егоркина.

Самые востребованные поездки – уикенды в Европу в течение всего года, зимой – горнолыжные курорты, поездки на острова, среди которых наибольшим спросом пользуются Мальдивы. «В Арабские Эмираты тоже нередко едут дважды в год. Гостиничная база здесь настолько богатая, что позволяет нам предлагать клиентам разные варианты отдыха в одной стране», – уточнила г-жа Егоркина.

Напомним, летом некоторые исследования, в частности, компании Nielsen отмечали, что российские покупатели не ждут улучшения финансовых перспектив и не готовы к тратам. За январь-март 2019 года индекс потребительского доверия россиян установил новый антирекорд, сократившись с 65 до 62 пунктов. Из трех показателей, на основе которых складывается индекс, ухудшились два. Доля россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив на ближайшие полгода, сократилась с 30% до 25%.

Росстат тогда также сообщал, что в первом квартале 2019 года потребительская уверенность россиян уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2018-го и составила минус 16 пунктов. Наибольшее снижение наблюдалось у молодежи в возрасте до 30 лет – в 5,5 раз. Ухудшились за год и настроения граждан в части собственного благополучия. Эксперты уверены, что ключевым образом на ожидания россиян повлияли пенсионная реформа и налоговые изменения. Также сказалось удорожание кредитов и снижение курса рубля. Однако, как заявили тогда в ведомстве, пик неуверенности пройден и ожидается активизация спроса. Похоже, не сбылось.