Перспективы развития международного сотрудничества при реализации образовательных программ подготовки специалистов в области событийного и развлекательного туризма

3 октября 2016 Образование
Перспективы развития международного сотрудничества при реализации образовательных программ подготовки специалистов в области событийного и развлекательного туризма

Перспективы развития событийного и развлекательного туризма часто определяются туристскими потоками на такие специальные мероприятия как: международные выставки, ярмарки, совещания, конференции, конгрессы, спортивные мероприятия, конкурсы, фестивали. И как отмечает в своей статье   Оливер Томас, профессор японского Университета «Аояма Гакуин», управление этими событиями следует рассматривать как область задач, требующих эффективного сотрудничества между различными партнерами [1]. Стратегическая подготовка, а также планирование и координация выполнения событийных мероприятий требуют профессиональную подготовку квалифицированным персоналом для того, чтобы гарантировать оптимальное взаимодействие между всеми участниками.

Отсутствие на Дальнем Востоке профессионально подготовленных кадров в сфере индустрии событий способствует сокращению туристского потока из-за рубежа, что также неблагоприятно влияет на развитие туристской сферы в целом. Несмотря на существующие проблемы, сдерживающие развитие иностранного (въездного) туризма, существует большой потенциальный спрос на поездки в Россию.

По некоторым прогнозам, профессиональная подготовленность кадров событийной индустрии может способствовать обеспечению стабильности зарубежного туристского потока в Россию, а увеличение числа событийных мероприятий международного масштаба сформируют устойчивый положительный имидж России [2]. В этих условиях необходимость профессиональной подготовки специалистов - менеджеров событийного туризма - очевидна, что и подтверждает актуальность исследуемой темы.

В отличие от России за рубежом высоко развита подготовка квалифицированных кадров в сфере событийного и развлекательного туризма. Более того, это направление выделяется отдельной специальностью, в то время как в большинстве учебных заведений России обучение кадров индустрии событий включено в курс программы высшего профессионального образования туристского профиля в виде блока либо предлагается в форме дополнительной образовательной программы. Чаще всего такие программы реализуются путем международного сотрудничества, что благоприятно сказывается на качестве получаемого образования.

Исходя из Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государство содействует развитию сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, привлечению иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечению взаимного признания образования и (или) квалификации, участвует в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере образования. Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют взаимодействие в сфере образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [3]. Поэтому сотрудничество с иностранными образовательными учреждениями с каждым годом упрощается, путем облегчения государством взаимодействия образовательной среды России и зарубежья.

На примере Владивостокского государственного университета можно рассмотреть опыт разработки и реализации образовательной программы «Международный менеджмент событийного и конгрессного туризма»  совместно с Центром Образовательных программ GEA ALPINE CENTER (Швейцария).

Центр Образовательных программ ALPINE CENTER -  швейцарская бизнес-школа в сфере туризма и гостеприимства. За последние 27 лет ALPINE CENTER разработали передовые программы обучения по различным направлениям, основанным на швейцарской философии профессиональной подготовки. Данные программы обучения позволяют студентам получить сертификаты, дипломы степени бакалавра и магистра гуманитарных наук, подтвержденные Британским университетом, ASIC - Центром аккредитации международных колледжей и университетов и Образовательным институтом Американской гостиничной ассоциации.

Все обучение по программе «Международный менеджмент событийного и конгрессного туризма» осуществляется на базе ВГУЭС на английском языке преподавателями ALPINE CENTER и преподавателями ВГУЭС, прошедшими международную сертификацию.

Программа позволяет студенту обучаться по модульной системе с получением сертификата о прохождении курса «Профессиональный английский язык» и сертификата швейцарского образца– 1-й год, диплома швейцарского образца – 2-й год, что является реальной возможностью, которая позволяет студентам ВГУЭС по окончании обучения получить два диплома – российского и швейцарского образца.

Теоретически модульная программа состоит из блоков, которые формируются из набора модулей, а модули в свою очередь состоят из тем учебного материала, объединенных одной тематикой и предназначенных для изучения слушателями с разным уровнем знаний [4]

В своей статье «Разработка модульной системы дополнительного образования на базе кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса ВГУЭС» кандидат экономических наук Гомилевская Г.А. рассматривает основные тенденции и характерные черты развития международного образования, а также отмечает, что продолжительность основных блоков составляет по 288 часов, поддерживающие блоки дифференцируются по продолжительности. Предлагаемая модель предполагает гибкость построения индивидуальных модульных программ. При этом, если выбираются один или несколько поддерживающих модулей без прохождения основного блока, в этом случае модуль выступает как отдельная программа обучения, по окончанию которой слушатель получит удостоверение/свидетельство о повышении квалификации [5].

Структура программы «Международный менеджмент событийного и конгрессного туризма» представлена в таблице 1.

Таблица 1. Модули программы «Международный менеджмент событийного и конгрессного туризма»

Учебный год

Модуль программы

Программа подготовки

1 год

I модуль

Профессиональный английский язык

II модуль

Организация международного событийного и конгрессного туризма

2 год

III модуль

Международный менеджмент событийного и конгрессного туризма

I модуль - Профессиональный английский язык: программа модуля предназначена для повышения у студентов уровня английского языка до необходимого для изучения программ, предлагаемых ALPINE CENTER. Это интенсивный курс (299 часов), который направлен на развитие понимания изучаемых программ на английском языке. Модуль включает изучение специальной лексики, терминологии туризма на английском языке, таким образом, подготавливая студентов к дальнейшему обучению и работе в этой области. После успешного завершения программы профессионального английского производится регистрация по программе «Международный менеджмент событийного и конгрессного туризма» (сертифицированный курс).

II модуль - Организация международного событийного и конгрессного туризма (Сертификат швейцарского образца): включает курс дисциплин направленных на развитие навыков  и компетенций в области менеджмента событийного и конгрессного туризма. Данный курс является базовым в программе «Международный менеджмент событийного и конгрессного туризма», подготавливающий студентов к обучению на программе III модуля.

III модуль - Международный менеджмент событийного и конгрессного туризма (Диплом швейцарского образца): в процессе обучения студенты осваивают различные подходы к организации и проведению крупных мероприятий, маркетинговые стратегии, специфику финансового планирования и контроля в области событийного туризма, особенности взаимодействия с международными организациями.

Студент, прошедший регистрацию по программе на базе ВГУЭС, получает автоматическую регистрацию в качестве студента ALPINE CENTER в Швейцарии. При этом швейцарская сторона предоставляет учебно-методические пособия и проводит ежегодную выездную экспертизу качества образования.

Важным преимуществом программы является гарантированное предоставление оплачиваемых стажировок за рубежом в международной сети представительств ALPINE CENTER. Таким образом, в программе реализуется базовый принцип практико-ориентированного образования при сочетании обучения в России и прохождения практики за рубежом.

Данная программа является показательной в плане организации международного сотрудничества образовательных учреждений. Швейцарская сторона предоставляет все необходимые методические разработки, принятые и утвержденные в ALPINE CENTER учебно-тематические планы и проводит обучение преподавателей ВГУЭС швейцарским стандартам. А применение модульной системы позволяет успешно совместить дополнительную  образовательную программу с программой основного образования. Цель разработки модулей программы - расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их во времени и интеграция в едином комплексе. С этой точки зрения обучающих модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической проблеме. Как отмечает в своем труде Н.Ф. Авдеев «Границы модуля определяются установленной при его разработке совокупностью теоретических знаний и навыков, практических действий, необходимых будущим специалистам для постановки и решения научно-технических задач данного класса» [6].

В перспективе планируется расширение возможностей программы для сотрудничества в области предоставления обучения на программах двойного бакалавриата. В этом случае студенты смогут, обучаясь во Владивостоке получить на выпуске двойной диплом - российского и швейцарского образца. Таким образом, можно сделать вывод о том, что есть значительные перспективы развития международного сотрудничества при реализации образовательных программ подготовки специалистов, в том числе в области событийного и развлекательного туризма.

Список использованной литературы

1 Thomas O., Hermes B., Loos P. Reference model-based event management // International Journal of Event Management Research. - 2008. - №1 Volume 4

2 Буторова Н.В. Профессиональная подготовка специалиста-менеджера иностранного туризма в туристском вузе.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08: защищена 2002: утв. 2002/ Квартальнов А.В. – г. Сходня, Московской обл., 2002. – 143 с.

3 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 53. – Ст. 7598.

4 Зайцева Ж.Н. Открытое образование: предпосылки, проблемы и тенденции развития / Ж. Н. Зайцева, Ю.Б. Рубин, В. И. Солдаткин, Л. Г. Титарев с соавт..- М.: Изд-во МЭСИ, 2010. – С. 56-58.

5 Гомилевская Г.А. Разработка модульной системы дополнительного образования на базе кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса ВГУЭС // Международное образование в интересах индустрии туризма: новые возможности для расширения российско-китайского сотрудничества. 15-17 октября 2012 г. Сборник статей и тезисов [Электронный ресурс] / под ред. проф. А.Б. Косолапова – Электрон. дан. – Владивосток: Издательский дом Дальневост. федерал. ун-та, 2012. – Режим доступа: http://nauka.dvfu.ru/nirs/doc/.

6 Авдеев Н.Ф. Взгляд неравнодушного профессора на проблемы высшей школы. – М.: МГИУ, 2006.- 380 с.

7 Getz, Donald. Event management and event tourism (2nd ed.) – New York: Cognizant, 2005