Интервью зав.кафедрой туризма и гостично-ресторанного бизнеса Галины Гомилевской об итогах «Морского форума»

11 декабря 2015

Во ВГУЭС впервые прошел Международный форум «Морской туризм Свободного порта Владивосток: развитие и продвижение».

Интервью зав.кафедрой туризма и гостично-ресторанного бизнеса Галины Гомилевской об итогах «Морского форума»

Зав.кафедрой туризма и гостично-ресторанного бизнеса Галина Гомилевская об итогах «Морского форума»

Во ВГУЭС впервые прошел Международный форум «Морской туризм Свободного порта Владивосток: развитие и продвижение». Участниками форума стали представители тех государственных органов, от которых зависит координация в сфере морского туризма на федеральном, региональном и местном уровнях, туроператоры морских круизов, турфирмы, судовладельцы, судоходные компании, круизные агенты, яхт-клубы, зарубежные консульства. Они обсудили широкий круг вопросов: развитие морского круизного туризма во Владивостоке, качество обслуживания иностранных туристов, перспективы яхтенного спорта, проблемы использования маломерных судов, потенциал Владивостока в качестве порта для захода крупнейших современных круизных лайнеров.
Итоги работы форума подводит в своем интервью инициатор и член оргкомитета форума, заведующая кафедрой туризма и гостинично-ресторанного бизнеса ВГУЭС, кандидат экономических наук Галина Гомилевская.

– Галина Александровна, мероприятие такого формата  состоялось впервые. Как Вы оцениваете результаты работы? Удалось ли сделать все, что было изначально задумано?

– Изначально возможность создания такой дискуссионной площадки рассматривалась на Тихоокеанской международной туристской выставке, которая пройдет в мае будущего года. Но в сегодняшних условиях бизнес в сфере морского туризма регулярно сталкивается с проблемами, которые требуют незамедлительного решения. Поэтому организаторы форума решили его провести в рабочем формате в начале зимы. Основная цель состояла в выработке инструментов, позволяющих к началу летнего сезона найти пути решения этих проблем и еще раз обсудить в мае с учетом полученной обратной связи от различных структур.
Подготовка к форуму началась в конце сентября, и с учетом ограниченного времени, организаторы работали в усиленном режиме. В итоге форум получил большой резонанс среди различных заинтересованных групп: туроператоров, круизных компаний, представителей государственных и муниципальных органов.

– Какую оценку работе форума дали зарубежные гости?

– Среди гостей были представители администрации южнокорейской провинции Канвондо, круизных операторов, Корейской национальной туристской администрации, японской компании «Mitsui O.S.K Passenger Line». Для них было интересно услышать мнение российской стороны, представителей туристского бизнеса Приморского края о перспективах развития морского туризма. В свою очередь, они поделились своим опытом организации морских круизов и туристского обслуживания в целом.

– Кто из участников работал наиболее активно?

– Компании, которые осуществляют пассажирские морские перевозки, принимают круизные туры, фирмы, специализирующиеся на проведении экскурсий. Также оперативно откликнулись представители муниципальных образований, которые входят в состав территории Свободного порта Владивосток. Легко шли на контакт все административные структуры, представители бизнеса.

– На форуме многочисленные дискуссии вызвал вопрос о получении разрешения на морские пассажирские перевозки на маломерных судах. Проблема вызвана противоречиями в действующем законодательстве, в Кодексе торгового мореплавания (КТМ РФ). Можно ли сказать, что в ближайшее время она будет решена?

– Да, это один из самых сложных вопросов, требующий вмешательства различного рода государственных структур. Это и Росморнадзор, и ГИМС (Государственная инспекция маломерных судов), и администрация морского порта, и региональные структуры, подчиненные Министерству транспорта. Деятельность этих административных органов взаимосвязана, все они контролируют морские перевозки, осуществляемые маломерными судами.
Вопрос лицензирования перевозок, осуществляемых с использованием маломерных судов, уже неоднократно обсуждался, в том числе на VII международном  форуме «Водный туризм» в Санкт-Петербурге. В резолюции форума было рекомендовано привести в соответствие нормативно-правовые акты, касающиеся лицензирования пассажирских морских перевозок и освидетельствования транспортных средств.
Если говорить о развитии туризма в нашей стране в целом, до недавнего времени он преимущественно был связан в большей степени с выездным туризмом. Сейчас акцент смещается на развитие внутреннего и въездного туризма.  Так по итогам заседания президиума Госсовета Российской Федерации, прошедшего в августе 2015 года и поручения заместителя председателя правительства Ольги Голодец Министерством культуры подготовлен перечень мер, направленных  на совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей использование маломерных судов,  изменение классификации яхт и упрощение системы лицензирования перевозок на маломерных судах. Как вариант изменения классификации возможен перевод маломерных судов в класс морского такси с выдачей патента. Срок исполнения выработанных мероприятий – 2016 год.

– Представитель  круизной компании «Mitsui O.S.K Passenger Line» г-н Кадзуёси Шимада, выступая на форуме, отметил: чтобы добраться до Владивостока из японских портов Акита или Саката нужно всего 30 часов. Кроме того, Владивосток сильно отличается от японских городов. Туристы из Японии заинтересованы в том, чтобы приезжать к нам. Вместе с тем гость озвучил и основные пожелания зарубежных туристов к сервису. Как можно поднять качество сервиса в туристической сфере во Владивостоке?

– Это весьма сложная проблема. Выход один: полностью менять ментальность нашего сервиса. Главная особенность сервиса – в нем нет мелочей. Вот пример: еще в 1996 году японская сторона передала нам результаты исследований, в которых приняли участие, как потенциальные туристы, так и туристы, которые уже побывали у нас, во Владивостоке. Список требований насчитывал порядка 200 пунктов. И когда мы попросили расставить приоритеты, то получили ответ: в сервисе мелочей нет, важно все.
Конечно, необходимо развивать логистику. Проблема в том, что при наличии объектов показа, которые могут являться ключевой мотивацией посещения туристского места, у нас слабо разработаны сами туристские маршруты. Безусловно, существуют различные модели туризма. Для одних туристов удобно посещение конкретного места или прохождение по конкретному маршруту, для других под туром понимается вся туристская территория, например, весь город или район. Конечно, первая модель проще, она менее затратна, она обеспечивает минимальный набор сервиса. Другое дело, когда турист пускается в свободное путешествие: идет по городу, знакомится с людьми, атмосферой. Все большее распространение получает индивидуальный туризм. Обеспечить такой туризм гораздо сложнее: речь идет о городской инфраструктуре, ландшафтном дизайне, создании окружающей среды, информационном сопровождении туристов. Мы все видим, что во Владивостоке развивается дорожная инфраструктура, появляются гостиницы, рестораны, объекты культуры. Но следует признать, что для обеспечения запросов как российских, так и иностранных туристов этого, безусловно, мало.

– На форуме обсуждались проблемы захода в порт Владивосток круиизных лайнеров класса «Diamond Princess» и выше. Как должна строиться работа с такими лайнерами? Есть ли какие-то сложности при приеме круизных судов?

– На мой взгляд, сегодня Владивостоку сложнее принять одно круизное судно класса «Diamond Princess», на котором будет 4000 тысячи человек, чем, допустим, принять те же 4000 тысячи туристов в течение года. Если во Владивосток по очереди будут прибывать 10 небольших лайнеров с 400 туристами на борту, это еще и гарантия рабочих мест для гидов, для водителей автобусов, которые будут задействованы при приеме туристов. В случае же с «Diamond Princess» в процесс одновременно вовлекается большое количество единиц транспорта, автобусов, гидов-переводчиков. Возникает проблема перемещения автобусов по городу.

– Насколько велики шансы, что форум станет ежегодным?

– В резолюцию форума внесено предложение о его ежегодном проведении. Тем более, что многие вопросы на первом форуме не были затронуты. Например, организация пляжных мест отдыха в регионе, проблемы, которые связаны с арендой пляжных территорий. В Приморье расположено около 100 пляжей, мы бы хотели провести их полный мониторинг. Мы также не обсуждали вопросы судостроения, развития пассажирского флота, не затронули и тему экологии.
Чтобы форум стал регулярным, нужна политическая воля, и она есть. Идет мощная поддержка со стороны администрации края, департамента туризма, других профильных департаментов. Есть четкое понимание того, что такой форум нужен. Надеюсь, что мы сможем получить поддержку на федеральном уровне. Но даже если этого не будет, возможности для проведения форума у нас есть.

– Именно директор департамента туризма Приморского края и модератор форума Константин Шестаков назвал Вас идейным вдохновителем форума. Легко ли быть им?

– Я бы не согласилась с этим. Все организаторы были единой командой. И без активного участия  того же департамента туризма Приморского края,  Приморского регионального отделения РСТ, Туристско-информационного центра, компаний «Танира», «Билетур», «Туристский клуб» форум бы не состоялся.  Особую благодарность я хочу высказать Ольге Гуревич, исполнительному директору ПРО РСТ, которая на протяжении всего срока подготовки форума была абсолютно равноценным соорганизатором, давала грамотные советы и помогала в решении многих проблем.

Авторы публикации