Введение аккредитации визовых центров в России может привести к их закрытию

Законопроект об обязательной аккредитации компаний, управляющих визовыми центрами (ВЦ) на территории России, может обернуться для турбизнеса и туристов весьма неприятными последствиями. Ни один из действующих операторов ВЦ не соответствует перечисленным в документе критериям. Это значит, что всем иностранным дипмиссиям придется либо срочно менять сервис-провайдеров, либо приостанавливать деятельность визовых центров.

 Предложение о внесении изменений в ФЗ-114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» поступило на прошлой неделе от депутатов «Единой России». Поправки предполагают возложение на МИД России функции по обязательной аккредитации всех компаний, оказывающих россиянам посреднические услуги при оформлении виз. То есть официальным авторизованным сервис-провайдерам придется получать еще одно подтверждение их полномочий – уже от МИД РФ. И тут выясняется самое интересное: ни один из действующих операторов ВЦ получить аккредитацию МИД не сможет!

 В законопроекте прописаны, например, такие критерии выдачи аккредитации:

- наличие у оператора филиалов (представительств) не менее, чем в 20 субъектах РФ;

- наличие опыта работы в сфере оказания услуг, связанных со сбором о обработкой документов, необходимых для получения визы, от имени дипломатических миссий и консульских представительств не менее 3 лет;

- максимальная доля иностранного участия в уставном капитале – 20%;

- отсутствие аффилированности с юридическими или физическим лицом, осуществляющим туристскую деятельность;

- наличие у заявителя технических средств для обработки конфиденциальной информации (в том числе биометрических персональных данных), сертифицированных в соответствии с законодательством РФ.

 Сегодня в России работает шесть компаний, управляющих визовыми сервисными центрами: ООО «ВиЭф Сервисес» (бренд VFS Global), ООО «Визавеи?в» (бренд GVCW – СВЦ Греции), ООО «Виза Менеджмент Сервис» (бренд VMS – Италия), ООО «Блс Интернешнл Сервисес» (бренд BLS – Испания, Индия), ООО «Тлсконтакт (Ру)» (TLS – Великобритания, Швейцария, Бельгия) и АО «Фрейт Линк» (бренд Pony Express). Сведения о каждой содержатся в госреестре юридических лиц и опубликованы в открытых источниках. Из этой информации видно, что, как минимум, по одному пункту – доля иностранного участия в уставном капитале – ни одна из них не пройдет предлагаемую аккредитацию МИД.

 Если закон будет принят, этим компаниям придется менять структуру собственности, вводя в качестве основных бенефициаров россиян – юрлиц или «физиков», – что, в свою очередь, вряд ли понравится консульствам иностранных государств. Выбирая визовых посредников на специальных тендерах, дипломатические миссии, как правило, отдают предпочтение не локальным, а международным компаниям. Во-первых, потому, что для дипломатов важен аспект глобального присутствия бренда: контрактами обычно предусматривается право управления ВЦ не в одной, а в нескольких странах или даже по всему миру. Во-вторых, и это особенно актуально для России, иностранное происхождение компании-посредника дипмиссии воспринимают как дополнительную «страховку» от коррупции. И с этим трудно не согласиться.

 Получается, что инициатива с аккредитацией визовых центров не подкреплена соответствующими международными соглашениями, и на это вряд ли можно рассчитывать в ближайшее время, учитывая не самое лучшее состояние отношений России с большинством «визовых» стран. Если же закон будет принят в одностороннем порядке, то мы, скорее всего, получим «зеркальный ответ», как это принято в мировой дипломатии. То есть российские визовые центры за рубежом будут поставлены перед такими же непреодолимыми барьерами дополнительных сертификаций и согласований.

 Генеральный директор компании «Свой ТС» Сергей Войтович, последовательно критикующий систему функционирования российских СВЦ за рубежом, тем не менее, отмечает, что никаких дополнительных аккредитаций управляющие ими компании не получают. Так же, как и в случае с иностранными СВЦ в России, их работа регламентируется условиями контрактов с посольствами РФ в каждой стране и общими требованиями национальных законодательств к хозяйствующим субъектам.

 Например, упомянутые выше компании-операторы визовых центров в России недавно были вынуждены привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями закона РФ 152-ФЗ «О защите персональных данных», после чего прошли через проверки Роскомнадзора и ФСБ. Причем тут МИД и какую лепту может внести министерство в дело охраны персональных данных россиян, не имея соответствующей компетенции, не совсем понятно.

 Избыточность предлагаемой аккредитации как инструмента контроля за деятельностью СВЦ отмечают и эксперты от турбизнеса. «Эта инициатива была бы полезна, если бы преследовала своей целью контроль за деятельностью «черных визовиков» – фирм-самозванцев, не имеющих должных полномочий и квалификации, а порой и просто мошенников, – говорит руководитель визовой службы компании «Туртранс-Вояж» Иван Балановский. – А зачем это может быть нужно в отношении визовых центров, уполномоченных консульствами, сказать сложно».

 При внимательно изучении законопроекта становится понятно, что всем его требованиям не сможет соответствовать вообще ни одна российская фирма. Допустим, в качестве временного решения компания-держатель контракта с дипмиссией могла бы передать оперативное управление СВЦ, включая сбор персональных данных заявителей, некому субподрядчику – российскому юрлицу. Допустим, за короткое время это юрлицо могло бы открыть 20 филиалов в разных городах и получить необходимые сертификаты соответствия закону 152-ФЗ, что уже из области фантастики. Но откуда у этого юрлица вдруг возьмется трехлетний опыт работы в сфере оказания визовых услуг?

Таким образом, предложенные депутатами поправки случае их принятия поставят в патовую ситуацию не только сервис-провайдеров визовых центров, но и иностранных дипломатов. Посольствам и консульствам будет проще закрыть визовые центры в России, чем найти подрядчиков, отвечающих новым требованиям закона. А визы будут оформлять по старинке – в собственном визовом отделе, часто единственном на всю огромную страну. А значит, и туристы, и туроператоры рискуют вернуться к практике начала «нулевых», когда получение виз всякий раз становилось незабываемым квестом.